Молодым специалистам деньги не нужны?

  • Главная
  • Статьи
  • Молодым специалистам деньги не нужны?

Помощник президента РФ Аркадий Дворкович не так давно закинул в СМИ «бомбу», предложив «отменить стандартные стипендии у студентов». Он мотивировал это тем, что студенты могли бы «работать после учебы, например, делать переводы, работать официантом в кафе, работать в библиотеке, на кафедре». Он считает неправильным, что за «сам факт учебы получаешь стипендию». 
«Талантливый математик, например, может работать на кафедре у своего профессора, помогать ему в исследованиях и получать за это деньги, а будущий менеджер может и по два-три часа в день работать в какой-нибудь компании». По словам чиновника, гранты и стипендии должны начисляться «не за факт нахождения в вузе и даже не за получение хороших оценок, а за серьезную работу для студентов, которая включает в себя и практическую деятельность, и учебу». 
ПОГОНЯ ЗА РУБЛЕМ ЧРЕВАТА…
«Бомба» Дворковича, естественно, вызвала ответную реакцию и контратаку в обществе, разорвавшись в медиа-пространстве,. Известная писательница Татьяна Толстая, например, в своем интернет-блоге написала: «Вы сможете в течение 40 минут отстаивать свою правоту (передача «Школа злословия») - я все еще держу кредит для Вас, как для расхваленного, умного еврейского мальчика, а не холодного душителя молодежи и политического интригана».

Алексей Казак, председатель российского профсоюза студентов, заявил, что намерение Дворковича отменить студенческие стипендии «студентам не оставит шансов. Для меня было полной неожиданностью из уст помощника президента по экономике услышать столь революционные предложения в области социальной политики и образования. Получается, что фактически сегодня нам предлагают еще больше расслоить общество, и без того разобщенное противоречиями и неравенством».

КПРФ в лице Мельникова также встала в ряды противников Дворковича: «Фракция и партия КПРФ, безусловно, против подобных предложений. И более того, мы считаем, что студенческая стипендия должна быть качественно повышена, а вариант, который был озвучен помощником Президента, еще больше отвлечет от учебы молодых людей. В студенческие годы «погоня за рублем» обернется для многих плохими знаниями и, как следствие, невозможностью всю оставшуюся жизнь иметь хорошо оплачиваемую работу. «Мы должны в корне изменить ситуацию, чтобы студенты «учились и подрабатывали», а не «работали и подучивались».
ВЫ МЕНЯ НЕПРАВИЛЬНО ПОНЯЛИ!
Дворкович пытался после этого ретироваться перед возмущенными: «Я не предлагаю ни в коем случае что-то менять или отменять сейчас, до того, как мы дадим студентам все  возможности, в том числе и возможность получения кредитов, низкопроцентных или беспроцентных ссуд. Эти средства позволят студентам учиться, я не говорю об оплате за обучение, а чтобы жить пока ты учишься. Сначала нужно определить, как такая система финансовой поддержки студентов будет работать, а уж потом говорить о том, что стандартные стипендии можно отменить, заменяя их на другие, более продвинутые, мотивирующие к учебе и работе». 
УРАВНИЛОВКА – НИ К ЧЕМУ
На прошедшей неделе к обсуждению вопроса стипендий подключился и Фурсенко, министр образования РФ, который напомнил, что на выплату стипендий в настоящее время уходит из бюджета порядка 60 млрд. рублей, а чтобы стипендия достигла уровня минимальной зарплаты, необходима сумма в 150-180 млрд. рублей. По словам министра, «нужно уходить от уравниловки» в этой сфере. По его мнению, социальные стипендии должны оставаться для тех, кто плохо обеспечен и хорошо учится. После перераспределения, по его расчетам, такие стипендии могли бы достичь 5-6 тыс. руб.

Фурсенко также убежден в необходимости «академических стипендий для тех, кто учится прямо-таки блестяще». По его мнению, «люди, которые не бог весть как учатся и так нормально обеспечены», они вполне могли бы обойтись и без стипендий. Фурсенко полагает, что необходимо «дать больше свободы вузам». Он особо подчеркнул, что необходимо привлечь представителей студенческого самоуправления к распределению стипендий, так как они обладают объективной информацией о тех, кому на самом деле необходима стипендия.

Фурсенко, сославшись на результаты анализа, проведенного ведомством, сообщил, что, как правило, большинство старшекурсников вузов одновременно работают по специальности. А их зарплата при этом составляет от 6 до 50 тыс. рублей. Министр убежден, что нельзя вынуждать студентов подрабатывать на первых курсах, когда «необходимо получать базовые знания».
СТИПЕНДИИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СРОДНИ ГРАНТАМ
На  Урале же в значительной степени сконцентрированы научные институты и ВУЗы и потому вопрос о стипендиях всегда имел особое значение.

Лекции преподавателя Констанина Киселева студенты не пропускают. Он поделился: «Во-первых, слова Дворковича буквально воспринимать не нужно. Очевидно, что он не претендует на отмену всех стипендий. Во-вторых, в мире существуют самые различные стипендиальные системы. От уравнительных до самых ранжированных: где-то платят всем, а где-то только тем, кто выделяется среди других особыми успехами. Большинство стран относится ко второй группе – это тренд. В-третьих, совершенно очевидно, что уравнительная система – это зло. Представим себе, что некто предлагает платить равные пенсии всем, независимо от возраста, стажа, зарплаты и т.д. И что будет в результате? Бунт, в основе которого будет требование справедливости. Ровно также и со стипендиями, которые должны выдаваться не за красивые глаза, а за  достижения в учебе. Поэтому стипендии действительно сродни грантам и это абсолютно нормально. В-четвертых, нельзя приучать с юношеских времен к халяве и серости. Это политический грех, который завтра окажется очередным откатом России и в науке, и в экономике, и в чем угодно. Патернализм – зло. Причем одно из самых страшных российских зол. В-пятых, аргументы сторонников уравниловки от лукавого. На стипендию в 1000 рублей не живет никто, и прожить не может. Большинство студентов подрабатывало уже в 80-е годы, и на учебе это не сказалось: и работающие в студенчестве гении, были и семейные, и с детьми,  и, конечно, лоботрясы-неудачники, которые все время бездельничали». 

У НАС, МОЛОДЫХ, ВПЕРЕДИ ГОДА?
Совершенно справедливо напрашивается вывод: стипендии как институт финансовой поддержки студентов и аспирантов отменять нельзя ни в коем случае. Но действующая сейчас стипендиальная система требует реформ с целью стимулирования получателей данной формы поддержки к более активной и эффективной деятельности в части получения образования, а также привлечения будущих работодателей к решению вопросов занятости молодежи уже на этапе их учебы. Как уж решат этот вопрос в коридорах власти – нас не спросят, будем гадать на кофейной гуще и надеяться, что государство не повернется одним знаковым местом к будущему своей страны, молодым специалистам…

Автор: Андрей Глазырин