А у вас хорошие рекомендации?

  • Главная
  • Статьи
  • А у вас хорошие рекомендации?

А у вас хорошие рекомендации? Менеджеры по персоналу Екатеринбурга все чаще стали использовать западный опыт работы с кадрами: требуют от потенциальных претендентов не только диплом о высшем образовании и резюме, но еще и рекомендации с предыдущих мест работы.

Рекомендации – это характеристики или рекомендательные письма кандидата с предыдущих мест работы. Рекомендация может быть в виде письма с подписью руководителя и печатью предприятия, где работал кандидат. Есть и другой вариант удостовериться, насколько хорошее мнение о сотруднике сложилось у бывших работодателей: менеджер по персоналу запрашивает нужную информацию у рекомендателя, чьи координаты указаны в графе «Рекомендации», которая является обязательным пунктом любой анкеты. Правда, здесь есть один нюанс: рекомендателями могут выступать деловые партнеры или бывшие коллеги соискателя. Одним словом, те, кто может объективно оценить деловые и личностные качества претендента. «После того, как такие данные будут внесены, менеджер по персоналу компании, в которую страивается соискатель, звонит по указанным номерам и задает интересующие его вопросы о претенденте на ту или иную должность», – объясняет Лариса Никитина, менеджер по персоналу компании «Группа Агрофуд» в Екатеринбурге.

Обязательное условие или пустая трата времени?

В екатеринбургских компаниях к наличию или отсутствию рекомендаций относятся по-разному. Для одних –это обязательное условие, для других – лишь дополнительный плюс, который, впрочем, может повлиять на решение принимать ли человека на данную должность. Такая двоякая позиция в отношении рекомендаций, по словам экспертов, сложилась потому, что у большинства российских компаний еще не зародилась традиция проверять соискателей, запрашивая характеристики у бывших коллег. Но несмотря на это, их наличие, вне зависимости от того, на какую должность вы претендуете, – дополнительный балл в вашу пользу. 
«Первый опыт работы по специальности я получила во время прохождения практики, будучи студенткой четвертого курса,– поделилась Александра Вышкина, менеджер по продажам. – Единственным документом, подтверждающим это, оказалась характеристика, выданная с места прохождения практики. После окончания университета я отправилась на поиски работы. Вскоре меня пригласили на собеседование в одну из крупнейших торговых компаний Екатеринбурга. Рекомендаций с предыдущих мест работы не потребовали, но на всякий случай я взяла с собой полученную два года назад характеристику. Во время беседы с менеджером по персоналу я упомянула о том, что опыт работы, пусть и небольшой, но есть и в качестве доказательства предъявила ту самую характеристику, в которой описывались мои профессиональные качества. На мой взгляд, на работу меня приняли благодаря рекомендации». 

Сегодня менеджеры по персоналу предпочитают получать информацию, обращаясь к рекомендателям 
  напрямую. Ведь содержимое письменных рекомендаций во многом зависит от личных взаимоотношений руководителей и подчиненных.
 

По словам Ларисы Никитиной, наличием рекомендаций работодатель обычно интересуется не только, если у соискателя маленький опыт работы, но и в случае, когда относительно его кандидатуры возникают какие-либо сомнения. Поэтому, чтобы вероятность того, что вас примут на желаемую должность, возросла, отправляясь на собеседование, желательно иметь при себе несколько рекомендательных писем с предыдущих мест работы. Особенно, если в прошлом работа строилась по принципу фриланса. Наличие рекомендаций в этой ситуации подтверждает профессионализм соискателя.

Правила составления рекомендательного письма

  1. Желательно оформление на фирменном бланке организации. 
  2. Краткая характеристика профессиональных и личностных качеств кандидата.
  3. Рекомендации руководителя и коллег по работе.
  4. Необходимо указать координаты рекомендателей (имя, фамилию, номер телефона, должность).

Замолвите слово
По словам hr–менеджера Ольги Залесовой, сегодня менеджеры по персоналу Екатеринбурга предпочитают получать информацию, обращаясь к рекомендателям напрямую. Ведь содержимое письменных рекомендаций во многом зависит от личных взаимоотношений руководителей с подчиненными. К тому же, в большинстве случаев сотрудники при увольнении самостоятельно составляют характеристику, а начальство лишь заверяет их печатью и подписью, не особо вчитываясь в содержание. Так особенно часто происходит у студентов во время прохождения практики. 
Чтобы подобное письмо стало весомым аргументом при приеме на работу, составлять его нужно по определенным правилам. Во-первых, на фирменном бланке организации. Во-вторых, оно должно содержать краткую характеристику профессиональных и личностных качеств кандидата, рекомендации руководства и коллег по работе и координаты рекомендателя (имя, фамилию, номер телефона, должность). Определенные требования существуют и в отношении устных рекомендаций.
Логично, что в качестве рекомендателей не может выступать кто угодно. Адекватную оценку профессионализма и квалификации претендента способны дать директора, руководители или коллеги по работе. Поскольку заручиться их поддержкой не всегда просто, некоторые соискатели идут на хитрость, указывая в анкете данные одного из своих друзей, выдавая его, например, за бывшего начальника. Эксперты в отношении подобных уловок категоричны: это редко помогает занять желаемую должность, ведь сегодня все данные тщательно проверяются менеджерами по персоналу и специалистами отдела безопасности. Зато подобная попытка показать себя «в лучшем свете» способна испортить впечатление о кандидате: понятно, что если соискатель с первого раза пытается ввести потенциального работодателя в заблуждение, то вряд ли впоследствии он будет ответственно и добросовестно подходить к исполнению своих должностных обязанностей.

Чтобы получить хорошие рекомендации с предыдущего места работы, нужно быть профессионалом, работать с 
  полной отдачей. Ответственный, инициативный, трудолюбивый, и порядочный — так обычно характеризуют сотрудников, которые оставили о себе благоприятное впечатление.
 

На проверку…
Механизм проверки рекомендаций, предоставленных соискателем, в компаниях примерно аналогичен: кандидат предоставляет рекомендательное письмо, менеджер по персоналу проводит личную беседу с бывшим руководителем и собирает отзывы о претенденте у коллег с предыдущего места работы. Вместе с тем, у специалистов по кадрам есть собственные способы проверки устных рекомендаций. Например, работодатель звонит на предыдущее место работы кандидата, сообщает, что решение о приеме на 
работу уже принято, и просит подсказать, на что следует обратить особое внимание в процессе адаптации сотрудника в компании. 
Как правило, бывший руководитель в данной ситуации указывает на отрицательные качества претендента. Такой способ проверки, конечно, не очень корректен по отношению к соискателю, но в определенных случаях им можно воспользоваться. Например, он подходит, если кандидат, устраиваясь на работу, выражает недовольство намерением специалиста по кадрам обзвонить компании, в которых он работал ранее. В этом случае полезными могут оказаться телефонные интервью с бывшими сослуживцами соискателя, особенно с теми, чьи координаты не были им предоставлены.
Существует и определенный ряд вопросов, которые обычно HR-менеджеры задают рекомендателям того или иного кандидата: насколько хорошо сотрудник выполнял свои обязанности, приняли ли бы вы его снова на работу в свою компанию, какие обязанности он выполнял, каков был его оклад, ваши комментарии относительно качества работы данного сотрудника, причины его увольнения? 
Подобные вопросы могут помочь специалисту по кадрам наиболее объективно оценить как личностные, так и профессиональные качества претендента. Если же рекомендации были предоставлены в письменном виде, то, как правило, менеджер по персоналу все же звонит на предыдущее место работы и в первую очередь выясняет у рекомендателя, предоставлял ли он данную характеристику. 
«Для меня проверка рекомендаций – это дополнительный инструмент для отбора персонала. Как правило, я сама звоню на последнее или предпоследнее место работы и разговариваю с непосредственным руководителем. Если рекомендации плохие, то мы предпочитаем не брать такого человека в нашу компанию», – поясняет Наталья, менеджер по персоналу. 

Как получить хорошие рекомендации?

По мнению Ларисы Никитиной, чтобы получить хорошие рекомендации с предыдущего места работы, сотрудник прежде всего должен быть профессионалом своего дела и работать с полной отдачей. Ответственный, инициативный, вносящий ощутимый вклад в развитие предприятия, трудолюбивый, дисциплинированный, коммуникабельный, порядочный и честный – так обычно характеризуют сотрудников, которые оставили о себе в компании благоприятное впечатление. При этом то, насколько положительны будут рекомендации с предыдущего места работы, во многом зависит и от того, насколько безболезненным и цивилизованным был процесс увольнения. Как известно, далеко не всегда сотрудники уходят из компании с «легким сердцем» и «чистой совестью». А 
кто-то и вовсе увольняется, вступив в прямой конфликт с руководством, коллегами или попросту не выполнив возложенные на него должностные обязательства. 
Поэтому для того, чтобы получить хорошее рекомендательное письмо с последнего места работы, надо, по крайней мере, уметь уйти красиво: обязательно закончить особо важные дела, качественно передать дела преемнику, который займет аналогичную должность, и, конечно, не конфликтовать с руководством и с коллегами. Ведь к ним еще могут обратиться с вопросом: «А вы рекомендуете?...»  
 

Существует ряд вопросов, которые обычно HR-менеджеры задают рекомендателям: 

  • Насколько хорошо сотрудник выполнял свои обязанности?
  • Приняли ли бы вы его снова на работу в свою компанию?
  • Какие обязанности он 
    выполнял?
  • Каков был его оклад?
  • Ваши комментарии относительно качества работы данного сотрудника?
  • Причины его увольнения.

    Подобные вопросы могут помочь специалисту по кадрам наиболее объективно оценить претендента.