Лень на работе - это вид отдыха

  • Главная
  • Статьи
  • Лень на работе - это вид отдыха

 Лень на работе - это вид отдыхаЛень — мать пороков, гласит известная пословица. Именно с лени начинаются многие проблемы. Лень и отлынивание от работы может перечеркнуть любой талант и профессионализм, испортить любые отношения. Откуда берется этот бич и что с ним делать, чтобы не принимать крайних мер?

Динамика офисной лени

Заглянув практически в любой офис во второй половине дня, вы удивитесь тому, насколько пустынным он выглядит: большинство сотрудников курят, пьют чай, общаются в коридорах или на улице. Словом, послеобеденное время никак не располагает к работе, а сотрудник, который не хочет что-то делать, всегда найдет замену и придумает способ убить время.
Абсолютный рекордсмен среди видов безделья на работе – интернет: написание длинных электронных писем друзьям, общение в ICQ, посещение форумов и развлекательных сайтов крадет треть рабочего времени. Еще треть уходит на разговоры по телефону, написание СМС, флирт, наблюдение друг за другом. Многие сотрудники под видом сосредоточенной работы занимаются перекладыванием бумаг на столе, бродят по офису и болтают с коллегами, смотрят телевизор и даже точат карандаши. Любопытны такие способы тратить время впустую как просто думать, мечтать на рабочем месте, спать за компьютером, создавая видимость напряженного размышления (говорят, ничего не делать, притворяясь, что очень занят, труднее всего). Словом, изобретательность проявляется не только в работе, но и в способах уклонения от нее. Но прежде чем задаться вопросом «что делать?», стоит разобраться в самой природе лени.

Жалобы на свою собственную лень — признак трудоголика, нуждающегося в отдыхе.

Мифы о лени
Миф №1: лень – это «ничегонеделание».
Это не так. Человек, который считает, что он ленится, в действительности всегда что-то делает: ходит по сети, слушает музыку, разговаривает с сослуживцами, курит и т. д. – словом, выполняет действия, не относящиеся к работе.
Миф№2: лень – это черта характера.
В действительности, какими бы причинами не объяснялись уклонение от работы и отсутствие рвения при достижении цели, причина здесь всегда одна: цель не считается своей. Следовательно, у человека нет мотивов ее достигать, а каждое действие по достижению цели воспринимается работником как неблагодарное растрачивание себя. Но, как говорил психолог Виктор Франкл, «когда человек знает, «зачем», он преодолеет любое «как».
Отсюда проистекает миф №3: ленивый сотрудник обманывает работодателя, а значит, нарушает условия трудового договора, развивая видимость «бурной деятельности», а на самом деле не выполняет работу.
В действительности, лень сотрудника – это в первую очередь самообман.
Миф №4: лень – это бич современной офисной системы, где сотрудники тратят от 15% до 20% рабочего времени на посторонние действия.
В действительности всем известно: люди – не роботы. Они устают, болеют, бывают в плохом настроении. Законодательством установлен обеденный перерыв для приема пищи и отдыха, но при этом очевидно, что, даже если работа нравится, ни один человек не в состоянии беспрерывно функционировать в течение 8 часов 5 дней в неделю, ограничиваясь часовым перерывом на обед и двумя выходами в туалет. Словом, чтобы хорошо работать, нужно отдыхать, а так называемая «лень» в течение рабочего дня – в ряде случаев один из видов отдыха.
Миф №5: человек, который любит свою работу, не будет лениться.
Действительно, когда работа не нравится – с нею обращаются так же, как с надоевшими друзьями и нелюбимыми занятиями – ее просто избегают. Но даже к любимому делу может быть потерян интерес не по вине работника…

Увольнять нельзя оставить
Любопытно, что многие сотрудники не скрывают, что работают далеко не в полную силу. «Мне очень нравится моя работа, – говорит специалист сферы маркетинга, пожелавшая остаться неизвестной. – И я отдаю себе отчет в том, что я хороший сотрудник. Но я не согласна приносить прибыль фирме и перерабатывать, оставаясь на зарплате, которая не соответствует рыночной уже несколько лет. При этом наше руководство удивляется, почему сотрудники так безответственны и в компании высокая текучесть. Сейчас на работе я делаю только самое необходимое, потому что ищу ей замену».
Выходит, что в ряде случаев лень – это отсутствие мотивации. Неконкурентоспособные зарплаты, отсутствие четко поставленных целей и хаос, интриги в коллективе и безучастное отношение руководства к персоналу легко превратят любимую работу в нелюбимую. А высокая физическая и эмоциональная нагрузка на работе вызовет лень как естественную защиту организма, который однажды перестанет подчиняться своему хозяину. Так человек испытывает потребность полежать на диване, поболтать на отвлеченные от работы темы или начинает болеть и чахнуть, теряя способность функционировать в прежнем ритме и превращаясь из трудоголика в лентяя.
Безусловно, сотрудника, который, по мнению руководства, ленится и не выполняет обязательства, можно наказать или уволить. Но неспроста еще древние говорили, что выигрывает не тот, кто борется «против», а тот, кто ратует «за». И в соответствии с современными стратегиями управления персоналом вопрос можно решить иначе – изменить ситуацию.
Во-первых, умные и опытные руководители предотвращают такую проблему еще на этапе отбора сотрудников – для этого у работодателя есть право пользоваться рекомендациями и многоступенчатыми тестированиями. А во-вторых, как считают представители HR крупнейших компаний, если создать людям комфортные условия работы и назначить высокую зарплату, сотрудники будут эффективно трудиться и никуда не уйдут. Прибавьте к этому нагрузку, соответствующую квалификации работника, интересные задания, похвалу и поощрения. Дружеские отношения в коллективе трудолюбивых сотрудников заставят их «тянуться» друг за другом и всегда учитывать мнение сослуживцев.

Ленюсь – следовательно, существую

Лень можно побороть и самостоятельно. Чтобы перестать лениться – советуют психологи – надо ничего не делать. Вообще. Для этого нужно встать или сесть (только не лечь, иначе организм придет в состояние сна) и не производить никаких действий. Вскоре в голове наступит прояснение, и вы почувствуете готовность к выполнению поставленных задач. И даже если вас в процессе работы прерывают размышления – не бойтесь, как правило, они не длятся более 7 минут и часто приносят полезные идеи.
С другой стороны, как принято шутить сегодня, «лень – двигатель прогресса», и даже она иногда заслуживает маленького признания.

Признаки проявления лени:

1. Сопротивление
Работник «тянет время», думает, «настраивается».
2. Приятное вместо полезного
Появляются «срочные» дела, которые хочется решить — ответить в ICQ, покурить, отформатировать файл…
3. Отрицание цели
«А так ли это надо?», «Сделаю завтра», «Это глупая затея».
4. Оптимизация вместо выполнения
Срочный поиск возможностей сделать работу быстрее, эффективнее вместо того, чтобы приняться за работу.
5. Чувство вины и депрессия от невыполненной работы.