Зарплата на еду

Зарплата на еду

Вопрос соответствия реальных доходов населения нашей страны уровню инфляции всегда остается открытым. Исследования по этому вопросу проводятся регулярно, и аналитики делают довольно оптимистичные выводы на основании данных результатов – в целом, зарплаты россиян вполне соотносимы с ростом потребительских цен. 

Работодатели проиндексируют

Аналитики компании Grant Thornton International в России в третьем квартале 2011 года провели опрос, наглядно демонстрирующий, что индексировать зарплату на уровне инфляции в ближайшие 12 месяцев собираются 50% российских работодателей. Аналитики провели опрос представителей ста российских компаний Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода и Екатеринбурга на предмет, собираются ли они пересмотреть оклады подчиненных с учетом роста цен. Половина респондентов дала положительный ответ.

При этом работодатели заметили, что повышая зарплаты сотрудникам компании, они опираются исключительно на рынок труда, а не на уровень инфляции. Иными словами, они смотрят реальную рыночную стоимость той или иной вакансии компании, и уже исходя из этих данных, пересматривают заработную плату специалистам. «Мы не делаем никакой привязки к уровню инфляции, — утверждает Георгий Дзагуров, генеральный директор компании «Penny Lane Realty». — Мы относимся к наемному труду, как к обычной сделке. Прежде всего мы смотрим, сколько тот или иной труд стоит на рынке». Такой подход, по его мнению, коммерчески более обоснован. «Какая разница сотруднику, что работодатель думает об уровне инфляции, — заявляет Дзагуров. — Руководитель никогда не найдет нужного специалиста, если будет  думать только об этом».

Для определения заработной платы сотрудников существуют менеджеры по персоналу, которые проводят анализ рынка, изучают зарплаты в компаниях конкурентов, оценивают результаты работы своих сотрудников, и только тогда принимают решение, насколько стоит поднимать зарплату и кому именно.

Представители российского бизнеса отмечают, что у каждой категории специальности свой процент повышения заработной платы. А показатель инфляции скорее важен лишь для рабочих и рядовых сотрудников. Именно поэтому в первую очередь, как минимум раз в год, многие работодатели индексируют зарплаты фасовщикам, грузчикам, операторам и другим подобным специалистам.

Некоторые организации придерживаются соглашений с профсоюзами при повышении зарплат. И, естественно, рост зарплат во всех компаниях напрямую связан с уровнем производительности труда.


Деньги к деньгам

Какие бы схемы для индексирования заработной платы не использовали отечественные работодатели, на какие бы исходные данные не опирались, деньги должны откуда-то браться. Поэтому, если предприятие из своей деятельности не может извлечь достаточной прибыли, то не может быть и речи о повышении материального вознаграждения сотрудникам.

Директор консультативной компании «Пятерка» Давид Шустерман утверждает: «Бизнес редко обсуждает вопросы инфляции. Если растут финансовые показатели компании, то и вознаграждение сотрудников будет очевидным». Эксперт отмечает: «Инфляция инфляцией, а рынок рынком. О каком повышении может идти речь, если неоткуда взять деньги».

Если рост зарплат вне зависимости от причин сопоставляется с ростом потребительских цен, то и размер бонусной части вознаграждения будет определяться уровнем прибыли компании.

Эксперты отмечают: «Многие крупные работодатели перенимают практику бюджетных предприятий, некий нормативный взгляд, при котором и индексирование зарплат, и выплата бонусов запланированы уже заранее. И такой подход оправдан, ведь порядок в работу привносит любой план.    

По данным вышеизложенного исследования, российские компании вне зависимости от своих доходов вовсе не стремятся мотивировать зарплатой своих сотрудников, которая находилась бы выше уровня инфляции. Желающих повысить уровень заработных плат выше инфляции стало гораздо меньше. Так, к примеру, это планировали сделать 14% работодателей России во II квартале текущего года, а в III – уже 11%. Таким образом, чтобы бизнес жил, ему необходимо извлекать выгоду из своей деятельности. При этом простому смертному, чтобы жить, извлекать прибыль из своей деятельности совсем не обязательно. Главное, чтоб на еду хватало. И на том спасибо!


Топ-менеджмент не рад

«Grant Thornton» оценивает ситуацию на рынке труда как благоприятную:эра сокращений миновала, зарплаты растут, штат в компаниях расширяется. Но в то же время «Headhunter» констатирует: «Гораздо слабее восстанавливается рынок топ-менеджмента в России. Их зарплаты не достигли докризисных показателей, в то время как у разнонаправленных специалистов и менеджеров среднего звена заработки выросли на 7–10% по сравнению с докризисными показателями. В период кризиса примерно в 1,5-2 раза снизили зарплату большинству директоров. Исключением стали лишь коммерческие директора, но не везде. Например, у гендиректоров зарплата снизилась с 223 тыс. руб. в I квартале 2008 года до 159 тыс. руб. в I квартале 2009 года. Размер зарплат генеральным директорам в июле-сентябре 2011 года составил 167 тыс. руб., хотя кандидаты на эту должность рассчитывают на 245 тыс. рублей.

«Headhunter» также фиксирует переизбыток резюме топов. В июле—сентябре 2011 года на одну вакансию менеджера приходилось семь резюме.

Однако нет ничего удивительного в этом. Станислав Алексеев, управляющий партнер «TRANSEARCH International» в России, называет сложившуюся ситуацию «естественной» на рынке топ-менеджмента. Он утверждает, что «любой масс-маркет всегда падает и растет стремительнее премиального сегмента».


А как у них?

по уровню индексирования зарплат за границей первые места занимают Таиланд и Дания. Аж 82% работодателей этих стран намерены опираться на данные по росту потребительских цен при повышении зарплат.  От них не отстает и Швеция, там на эту меру идут 81% работодателей. На третьем месте по данному критерию Аргентина и Нидерланды - 76 и 70% соответственно.

А самые щедрые работодатели обитают в Бразилии, Индии и Австралии. В этих странах руководители настолько любят своих подчиненных, что готовы поднять им зарплаты на 30%, 33% и 35% соответственно. А самые «жадные» руководители, которые ни за что не согласятся поднять заработные платы своих подчиненных выше уровня инфляции, поселились в Греции, Армении и Ирландии. В этих странах мы не нашли ни одного щедрого начальника.


Главное – не сокращаются

Судя по всему, Россия еще достаточно твердо стоит на ногах в условиях достаточно шаткого положения мировой экономики. Так же твердо будет стоят, как минимум, еще год. Деньги водятся и у бизнеса, и у населения, стоимость рабочей силы работодатели оценивают адекватно и ориентируются при формировании зарплат на уровень цен на потребительском рынке.